Powered By Blogger

воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Как развивается упрямство?

Ступени развития упрямства.

1 ступень. Ребенок сталкивается с внезапными переменами без соответствующей подготовки к ним или предупреждения. Вывод: "Перемены несут с собой опасность и угрозу моей жизни. Я должен оказывать им сопротивление".
2 ступень. Ребенку не позволяют сделать самостоятельный выбор.

Ребенку в одностороннем порядке преподносится, что именно он должен делать. Брать или не брать ту или иную игрушку, выходить или не выходить на улицу. В ребенке развивается чувство целостности собственного тела. Он хочет сам выбирать, что есть и где потрогать свое тело. "Это мое тело считает ребенок, я должен иметь возможность делать с ним все что захочу". Если родители говорят: "Ты должен съесть все, что у тебя в тарелке" или "Я не хочу больше видеть, что ты себя здесь трогаешь" чувство личной целостности у ребенка подавляется. Когда ребенку предоставляется выбор, к примеру "ты можешь съесть немного пюре или горохового супа" он, по крайней мере, знает, что у него есть власть принять какое-то решение. Вывод: "Командование, авторитеты и начальство - это плохо". 
3 ступень: ребенок исключен из процесса принятия его семьей решения.
Ожидается, что он будет послушно следовать принятому семьей решению. Чувства ребенка не принимаются в расчет. Достигая подросткового возраста, ребенок начинает ощущать естественное желание расширить свое влияние на все, что его окружает. Он хочет иметь возможность решать: ехать ли ему вместе с семьей на пикник или пойти в зоопарк. Если ребенок лишается права голоса в принятии подобных решений, у него пропадает и чувство обладания властью привнесения в окружающий мир каких-либо изменений. Подавляется инициативность ребенка. Если ребенок принужден постоянно делать то, что ему говорят он приходит к выводу, что власть и авторитет - вещь отвратительная. В нем развивается чувство негодования, возмущения по отношению к любым проявлениям власти, а не доверие к ним. Вывод и принятие решения: "Я лишен всякой власти. Я могу оказывать влияние на то, что меня окружает. Меня всегда заставляют и контролируют".
4 ступень: у ребенка растет негодование и страх перед потерей своей целостности.
В этот момент упрямство начинает безоговорочно руководить ребенком. Он становится похожим на упрямого осла. Этот осел оберегает чувство собственной целостности. Ребенок боится превратиться в червяка не способного постоять за себя в жизни. Подобная ситуация порождает самые абсурдные наказания. Кто-то из родителей приходит к решению, что раз ребенок любит сыр, значит именно сыр и является причиной оказываемого ребенком  неповиновения. С этого момента ребенка лишают сыра. Тут и родитель становится ребенком.
Вывод и решение: "Любой ценой сопротивляйся проявлению власти над собой, чтобы сохранить целостность собственной личности".
5 ступень: ребенок учится оказывать сопротивление любым формам внешнего контроля.
Чтобы выжить, ребенок начинает  любой ценой ограничивать проявление над собой внешнего контроля. Ребенок обрастает панцирем стальных мышц на подбородке, ногах и нижней части спины. Его мускулы говорят:"Тебя меня не сломать. Не заставить. Я никогда не сдамся. Прежде тебе придется меня убить". А дальше - глупое упрямство, что вобью в голову то и сделаю, и никакой критики.
Вывод и принятие решения: "Чтобы не случилось - я не отступлюсь от принятого решения. Я не сдамся иначе я просто умру".
5 ступень: ребенок утрачивает способность проводить различие между принуждением и предложением.
Он начинает принимать в штыки любое предложение. При этом он преследует 2 цели: защищает себя от плохой власти и защищает себя от предлагаемых перемен.
Вывод: "все хотя бы отдаленно напоминающее указание о том, как мне следует поступить - плохо. Я должен оказывать ему постоянное сопротивление или говорить "нет".
7 ступень: в старшем возрасте ребенок замыкается на внутренней борьбе и учится оказывать сопротивление самому себе.
Упрямство становится психологической защитой и превращается в причину мучительных страданий. 
Вывод: "Теперь, когда я принял это решение неважно-правильное оно или нет, я должен стоять до конца".
Возникает вопрос: Как этого избежать?
Что делают родители, когда ребенок начинает упрямиться? Уговаривать, заставлять, упрашивать, пугать, наказывать, кричать, умолять, убеждать,. А вот почему ребенок не хочет, волнует меньше всего.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за комментарий!