Развитие психологической территории ребенка в родительской семье



Эмбрион. Нет своей психологической территории. Полное включение в материнское тело и состояние. Ответственность за развитие и вся инициатива лежит на матери. Полная зависимость от материнского организма.
Грудной период, младенчество (0-1 год). Тело отделилось, но сохраняется абсолютная зависимость физического и психологического развития от матери.Ответственность за это развития целиком лежит на ней.
Раннее детство (1-3 года). Появились самостоятельные желания, выражено стремление к познанию, потребность в освоении различных навыков велика. У ребенка начинает развиваться воля. Ответственность за развитие и жизнь ребенка лежит на матери, но ребенок уже активно выражает свои потребности и требует их удовлетворения. Подавление инициативы и самостоятельности, сверхконтроль или излишняя опека в этом возрасте обуславливают развитие невроза характера.
Детство (3-5 лет). Появляется свое Я, свои вещи, понимание того, что является собственным. Ребенок показывает стремление к познанию, развитию, изучению собственных возможностей. Ребенок отличается специфическими особенностями оригинального мышления, пока не ограниченного нормами и предписаниями. Развивается желание отстоять свои границы и расширить свою психологическую территорию. В тоже время велика зависимость от родителей. Если в этом возрасте родители не считаются с психологическими границами ребенка или, наоборот, совершенно лишают его всякой психологической опеки, то впоследствии ребенок:
1. не умеет определять психологические границы, считаться с другими и защищать свои. Ребенок будет вторгаться в чужие сферы, не сумеет постоять за себя.
2. наращивает мощные негибкие границы, стремится к самоизоляции, переживает страх неудачи, страх конкуренции, страх успеха; возникает чувство одиночества, затруднено сотрудничество.
Старший детский возраст (6-11 лет). Психологическая территория расширяется. Психологические границы приобретают четкие очертания. Появляются свои тайны, стремление к приобретению новых качеств, умений и знаний. Увеличивается желание взаимодействовать со сверстниками, подражание, проявляются склонности, интересы, дарования. Возрастает стремление к самостоятельности. Ощущение опоры на родителей воспринимается как комфортное, расширение границ пока еще производится осторожно, и ребенок легко поддается стремлению родителей владеть его территорией. Но если родители негибки, то обостряется борьба за психологическую территорию.Агрессивность и жестокость родителей влечет за собой потерю доверия и внутреннее отстранение ребенка. Ребенок в присутствии родителей становится замкнутым и все с ним происходящее становится тайной для взрослых.
Ранний подростковый возраст (11-13 лет). Начало периода самоидентификации, самоопределения. Социальное окружение постепенно вытесняет авторитет родителей.
Происходит внутреннее отсоединение от родительских ценностей и попытка примерить на себя другие ценности, цели, смыслы, задачи. Если родители продолжают претендовать на всю психологическую территорию своего ребенка, то начинается борьба за свободу. Основная слабость: свобода подростками принимается отдельно от ответственности. Ответственность отдается родителям.
Подростковый возраст (13-16 лет). Тенденции предыдущего этапа усиливаются. Родители постепенно сдают свои позиции и отступают с территории подростка. Подросток борется все более жестко, а иногда и жестоко. Но остается материальная зависимость от родителей, сознательное использование возможностей родителей, зависимость от моделей поведения и системы ценностей родительской семьи. Продолжается развитие самоидентификации и самоопределения. Характерны размышления о дальнейшей жизни, профессиональное  самоопределение.
Юность (17-19 лет). Если к этому периоды не определены разумные границы, борьба и обособление продолжаются. Обычно в конце этого периода родители сдают свои позиции. Ребенку передаются ответственность за свои поступки. Часто родители культивируют зависимость подростка, оставляя за собой стирку, уборку, готовку, решение различных проблем, спасение от всевозможных бед. Напрасно! Дети не чувствуют особой благодарности к родителям за решение проблем. для них это в порядке вещей. Теперь уже родители отстаивают свою психологическую территорию от своего ребенка, который лишает их власти и возможности контроля, и не избегает, а наоборот желает заботы о себе.
Молодость. В здоровых отношениях устанавливается партнерство территорий, которые свободны в своем развитии. Сохраняется область взаимодействия, оказывается взаимная помощь и поддержка в пределах, не препятствующих осуществлению потребностей каждого. Если на предыдущих этапах развтие личности подавлялось, этот уровень развития личности не наступает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за комментарий!