воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Основы упрямства


Период упрямства - необходимая фаза развития, которую проходит ребенок в кризисные периоды в 1 год, в 3 года, в 7 лет. Дети в возрасте 2-4 лет считают себя центром вселенной, и им еще трудно воспринимать окружающих людей. Они просто отвоевывают место под солнцем. Зачем? Пришло время осознать свою отдельность от других, свою собственную волю и состоятельную ценность.
Приступы упрямства встречаются и в более старшем возрасте - это нормально. Ребенку свойственно иметь свое собственное мнение и не соглашаться с вами. В конфликте между взрослым НАДО и детском ХОЧУ, ребенок растит свою волю и учится не не только сдаваться и подчиняться, но и сопротивляться и подчинять, развивает умение выигрывать.

Какие же основы упрямства?
Психологическая основа упрямства. В жизни каждого ребенка наступает момент, когда он упорно стремится обозначить границу себя. Ничего позитивного ему в голову не приходит, и он идет от противного: "вы так - а я наоборот". Или: "Только что я хотел так, а теперь наоборот!" Тем самым он подчеркивает, что его личность не просто отдельная, но и изменчива. Господа взрослые подстраивайтесь!
  Это называется утверждением своего "Я".  Безусловно этот период очень трудный для родителей, но нужно запастись терпением и помнить, что он скоро пройдет и не оставит дурных последствий, если к нему отнестись с пониманием. Не сердимся же мы на детей, когда они капризничают при высокой температуре! Считайте, что у вашего ребенка повышен градус упрямства.
Итак, психологическая основа упрямства - формирование чувства "я", подчеркнуто звучащая в 2 года. Ребенок стремится все сделать сам и протестует против помощи и ограничения его возможностей. Итак, в первый раз сильно упрямство овладевает ребенком в 2 года, затем в 4-5 лет. Ребенок вдруг непонятно почему начинает делать все наперекор: родители тянут его в одну строну, он идет в другую. Только что требовал яблоко, , не успев получить, трясет головой в знак отказа. Плачет, потому что не может сложить конструктор, а предлагаешь помощь, отказывается. Выдержать такую перемену в характере сложно и не схватиться за ремень весьма сложно. Однако через некоторое время горячка упрямства пройдет, а воля укрепится. Теперь нужно стараться приучить себя к новым отношениям с ребенком, дать ему максимум самостоятельности, причем именно такой, к какой он стремится.
Проще самим умыть, причесать, одеть, почистить зубы, накормить. Многие так и поступают, несмотря на крики и протесты. Так удобнее и быстрее, не нужно ждать пока ребенок сделает это сам. Но, подавление самостоятельности неизбежно приводит к нервности, которая обостряется в виде упрямства. Его можно избежать, если в пределах разумного давать возможность проявлять самостоятельность. Большинство родителей считают самостоятельностью умение одеваться и раздеваться без помощи взрослых. Но дети стремятся не к этому: им нужна возможность волевого выбора. Они жаждут сами решать, куда пойти на прогулку, что надеть и что съесть. Подавляя упрямство мы воспитываем своенравие.
Физиологическая основа упрямства  связана с функциональной специализацией больших полушарий головного мозга. Левое полушарие выполняет функции аналитического мышления. Это - центр знаковых абстрактных систем и контроля. Правое полушарие руководит образным целостным мышлением. Это центр различных эмоций в т.ч. страха и возбуждения, а также подсознательных процессов. У новорожденного оба полушария "правые". Только постепенно одно из полушарий становится относительно "левым" - фокусирует в себе функции сознания контроля и речи.Заметным это становится к двум годам - возрасту овладения фразовой речи и появления чувства "я" как системы оценочных представлений о себе. Рождение упрямства связано с позицией родителей, которые чрезмерно морализируют, учат, пунктуально предопределяют образ действий, используют категоричные требования опрятности, требуют правильную речь, стремятся все организовывать, регламентировать. В этом случае на левое полушарие падает чрезмерная нагрузка, и это приводит к повышенной утомляемости детей. В результате возрастает обидчивость, недовольство, капризность, истерики, упрямство в ответ на избыточные требования взрослых. Ребенок перестает слышать, т.е. перестает реагировать на слова в качестве левополушарных раздражителей.
Здесь же и о вопросе обучения. У ребенка активно растет и увеличивается в объеме головной мозг. У растущего мозга ослаблены защитные механизмы, и нагрузка занятиями может оказаться непосильной, привести к перенапряжению нервных процессов, вызвать невроз.
Важно учесть и темперамент. Дети холерики склонные все быстро схватывать, все быстро делать. Поэтому их торопить лишний раз не следует, они и так себя торопят. А замедлять искусственно их темп реакции, особенно двигательную активность нельзя! А если, замедляя, мы еще и не терпим возражений, то в лучшем случае, у ребенка возникнет головная боль, перенапряжение нервных процессов, вспышки непонятного раздражения. В худшем - наши требования и принципиальность не только безрезультатны, но и вызывает чувство пресыщения, утомления, еще большую возбудимость, чем было отпущено темпераменту природой. Упрямство детей-холериков выражается в сильном гневе, криках, слезах, двигательной буре. Дети могут начать кусать родителей, бить их.
У других детей - неторопливых, обстоятельных, флегматичных - перенапряжение нервных процессов проявляется скорее в условиях бесконечной подгонки. В конце концов происходит еще большее торможение и так не быстрых нервных процессов, когда дети все делают нарочито медленно, "копаются", безучастно смотрят в одну точку, не сразу реагируют на замечания.
Итак, в первом случае, повышается возбудимость, во втором тормозимость, что осложняет еще в большей степени восприятие требований родителей. В обоих случаях в результате неумелого обращения у ребенка может развиться неврастения, когда ребенок даже если захочет что-то сделать, то и выполнить не в состоянии. Он или излишне перевозбудится, делая сразу несколько дел, не будучи способным, закончить ни одно из них, или же заторможен, вял, пассивен,и угнетен, что нет сил что-либо свершить, выполнить. А мы все это называем упрямством, нежеланием детей пойти навстречу, уступить, а то еще и ленью.
Дети - меланхолики быстро смиряются с волей родителей и становятся вялыми, равнодушными, пассивными, скованными в движениях. Они болезненны.
Сангвиники тоже вроде бы подчиняются воле, но это видимое подчинение. Они приспосабливаются обходить запреты, действуют исподтишка.
Так что же такое упрямство?
Вначале. Когда ребенок настаивает не, потому что очень хочется, а только потому, что он этого потребовал, не желает отступиться от своего первоначального решения, даже если обстоятельства давно изменились - это УПРЯМСТВО.
По мере развития. Форма заявления о себе, о своих желаниях, чувствах. Складывается парадоксальная ситуация: ребенок может заявлять о своих желаниях через выражения нежелания.
Когда становится чертой характера. Защитная реакция на чрезмерную опеку и авторитарность родителей, попытка защитить свою самостоятельность, независимость, свое право на собственную жизнь.
Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж и хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. И чем бы вы его не соблазняли: конфеткой, игрушкой - упрямец не может отказаться от своего первоначального решения, он требует, чтобы с его мнением считались. С чем нельзя путать упрямство? Невнимательность, гиперактивность, закомплексованность, утомляемость, возбудимость, заторможенность, фобия, обучаемость, лидерство, самооценка, неуверенность.
Для того, чтобы понять целесообразность послушания малыш должен насладиться возможностью говорить "нет". Если его ограничить в этой возможности, проблема волевого поведения может тянуться за ним до взрослого возраста, приводя к инфантильности.
Ребенок упрямится не, потому что ему нравится так себя вести. Просто он попал в конфликтную ситуацию и не знает, как с ней справиться.
Например, с родительской точки зрения ребенок отказывается убирать игрушки. Это своеобразный конфликт между ребенком и взрослым. А фактически, он по ка не готов делать это постоянно, у него еще нет чувства ответственности.
Когда от окриков взрослых, ребенок начинает плакать, он испытывает чувство растерянности, переживает непонимание: только что разрешали как угодно разбрасывать игрушки и получать удовольствие от игры - а теперь надо перестать играть и убирать за собой. Мы ругаем ребенка в такой ситуации за не исполнительность? Нет, за несмышленость, за неспособность быстро перестроиться, за нежелание убирать игрушки в одиночестве, когда хочется вместе с мамой и папой. Упрямыми дети в результате становятся из-за того, что мы слишком рано заставляем быть взрослыми, предъявляем излишне ранние требования обязательности. В дальнейшем это приводит к необязательности в отношениях с окружающими, к готовности по первому требованию обещать все, что угодно.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за комментарий!