Powered By Blogger

пятница, 29 марта 2013 г.

Как помочь агрессивному ребенку

Рассмотрим три направления помощи агрессивному ребенку. Первое направление - это работа с гневом. 
Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Если мы каждый раз сдерживаем эту эмоцию, то становимся "копилкой гнева". А затем мы все равно его выплескиваем либо на первого подвернувшегося, либо на того, кто слабее и не может дать отпор. От гнева нужно освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться.
Способы высвобождения гнева.
1. Если ваш ребенок ударил другого, поднимите обиженного, пожалейте его, скажите, что Ваня не хотел его обидеть. Проводите его. Таким образом, вы лишаете внимания своего ребёнка, и он замечает, что остался в одиночестве. Если это повториться несколько раз, то агрессивный ребенок поймет, что такое поведение не в его интересах.
2. В ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет -сделать подпись под его рисунком. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком вне поля зрения соперника.
3. Бранные слова в обществе не приветствуются. Но, не высказав их, ребенок не успокоится. Выразить вербальную агрессию можно с помощью игры в "Обзывалки". Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышать что-то приятное о себе, уменьшает желание действовать агрессивно. Как она проводится? Предложите ребенку, давай будем называть друг друга не обидными словами. Обзывалками могут быть овощи, фрукты, грибы, мебель. Каждое обращение начинается со слов: "А ты..морковка!" В заключении скажите друг другу приятные слова:"А ты..солнышко!" . Можно использовать "Мешочки для крика, для плохих слов, волшебную трубу для крика.
4. Для выражения физической агрессии можно использовать легкие мячики, подушки, резиновые молоточки, газету. которую можно комкать и бросать. Все это будет способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения. 
5. Из глины или пластилина можно слепить своего обидчика, затем разбить, смять, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить его. 
6. Можно играть с песком. Рассердившись на кого-то, ребенок может закопать фигурку, символизирующего врага глубоко в песок, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается.
7. Эффективно использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения. Можно играть:
- одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие в воде;
- сдувать из дудочки кораблик;
- сначала топить, а потом наблюдать, как "выпрыгивает" из воды легкая пластмассовая фигурка;
- струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде.
Кстати, гнев не обязательно приводит к агрессии, но чем чаще ребенок и взрослый испытывает чувство гнева, тем выше вероятность проявления различных форм агрессивного поведения.
Второе направление - обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.
Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: все вокруг агрессивны; дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.
Эмоциональный мир агрессивных детей довольно скуден. Поэтому им сложно распознавать свои и чужие эмоции.
Для тренировки навыка распознавания можно использовать:
1. разрезные шаблоны, таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний. Можно вечером попросить ребенка подойти к нему и показать свое состояние, состояние родителей.
2. рисование. Можно предлагать ребенку сделать рисунки на тему: "Когда я сержусь", "Когда я радуюсь", "Когда я счастлив". Можно использовать незавершенные рисунки, вы начинает, а ребенок продолжает. 
3. Для того, чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить ребенка понимать ощущения своего тела. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определит свое состояние так: "сердце колотится,в животике щекотно, в горле кричать хочется, щекам горячо, ладошки чешутся". Если подсказать, что в такие моменты можно взять листочек гнева и его бросить или громко крикнуть, потопать ногами, поиграть в мячик, порисовать или поиграть с водичкой, ребенок сможет научиться сам предотвращать конфликт.
И третье направление - формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия-это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они порой и представить себе не могут, что другим людям может быть плохо. Важно учить сочувствовать. 
Важно:
- чтобы в семье были четкие правила и одинаковые требования к ребенку у всех окружающих. Тогда у ребенка будет меньше шансов манипулировать своей агрессивностью;
- подкрепляйте желаемое поведение ребенка своим вниманием и позитивным отношением;
- с самого начала в процессе общих игр приучайте детей к необходимости соблюдать правила общения без драк. И если ребенку нужна игрушка, в которую играет другой, необходимо подождать. Как бы трудно не складывались отношения ребенка со своими сверстниками, лишать его общения с ними ни в коем случае нельзя.
- с самого начала приучайте своего ребенка соблюдать правила. Просто говорите: "Мы никого не бьем, и нас никто не бьет". "Если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди".
- чтобы изменить плохое поведение детей, нужно их успокоить и развести. И не нужно это преподносить как наказание. Объясните, что делает это, чтобы все успокоились, и тогда никому не будет обидно. И если дети реагируют должным образом, похвалите их.
- Разговаривайте с ребёнком: "В этой ситуации тебе хочется ударить, но это неправильно. Лучше скажи, что рассердился. Ты можешь сказать, что хочется ударить, но ты знаешь, что так поступать не следует".
- чтобы удержать ребенка от агрессивных выпадов, можно применить силу, но лишь в том случае, когда эта агрессивность угрожает его жизни или жизни других. Если вам нужно прибегнуть к силе, подойдите к ребенку сзади и прижмите его руки. Держите свой подбородок вне досягаемости его головы. Покажите, что вы в силах справиться. Создайте впечатление, что вы удерживаете ребенка, стремясь успокоить его, не проявляйте агрессивность по отношению к нему, чтобы он не почувствовал нападение.
- самое главное -вы пример в конфликтных ситуациях. У ваших детей сильно развито подражание. Это один из способов освоения мира.
Если агрессивность сохраняется, становится привычной, она свидетельствует об эмоциональном неблагополучии. В подобном случае она служит сигналом тревоги и должна насторожить родителей. Вместо того, чтобы обвинять ребенка в злобности, важно найти причину и следует понять, что он несчастлив.
  
 

5 комментариев:

  1. Спасибо за советы. У нас в школе один только агрессивный и конфликтный ученик. От него отказываются всем классом. Недавно он перешёл в параллельный класс, но и там оказался в оппозиции.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А с ним кто-нибудь работает? переход в другой класс редко решает проблемы.

      Удалить
    2. А с ним кто-нибудь работает? переход в другой класс редко решает проблемы.

      Удалить
  2. У меня одна любимая ученица достаточно талантливая и умная, но склонна рисовать одних кровожадных монстров со звериным оскалом. Я два года её направляю в другое русло, на другие образы - иногда прислушивается, а я чувствую старается только для меня. Стоит ли ей обратиться к психологу?

    ОтветитьУдалить

Спасибо за комментарий!