Powered By Blogger

пятница, 29 марта 2013 г.

Как развивается агрессивное поведение у детей

Как же развивается агрессивное поведение у маленького ребенка?
- Новорожденный ребенок, если он голоден, сердится на весь мир.
- Годовалый малыш, разозлившись на маму, может ударить ее.
- В 1,5 года ребенок уже может сдержать гнев, он "отведет душу", затопав ногой или упав с криком на пол. Особенно
часто проявляется агрессивность в период приучения к опрятности.
- 2-х летний малыш, не задумываясь ударит по голове лопаткой того, кто отнял у него игрушку. В это же время слово "нет" является ключевым в сценах раздражения и гнева, которые устраивает ребенок.
- В 3 года малыш уже вежливее, он может начать спорить хотя бы первые несколько минут. В это же время он топает ногами, отказываясь подчиняться.
- Постепенно ребенок научается переводить свои гневные чувства в игру. Пиф-паф - стреляет малыш. Он уже знает, что причинять боль нельзя, что можно сказать словами, если конечно, его научили.
- Агрессивное поведение может носить скрытый, замаскированный характер. Например, ребенок с силой распахивает дверь, притворяясь, что не заметил входящего человека.
Маленький ребенок может использовать практически любую часть своего тела для выражения агрессии: голос, чтобы криком выражать свой гнев, ярость, бешенство; рот, чтобы кусаться;ноги, чтобы пинаться;руки и кулаки,чтобы бить и всю мускулатуру в целом, используя ее для атаки.
В воспитании детей существует негласное правило, что для определенного возраста существует определенный набор приемлемых средств выражения агрессии. Крик допустим в до речевой период и исключительным проявлениям на последующих стадиях развития. Кусание как способ атаки считается нормальным для ребенка до момента, когда он научится ходить. Использование кала считается недопустимым после того, как ребенок начал ходить в туалет. Пинаться и пихаться могут дети любого возраста.
Как же проявляется агрессия у маленьких детей в возрасте от 4 до 6 лет?
В этом возрасте малыш настолько быстро развивается, что каждый день может быть новым и совершенно непредсказуемым в поведении. С большей силой заявляют о себе новые потребности.
В первую очередь - потребность в движении. Родители очень часто насильно ограничивают двигательную активность ребенка. Естественная реакция малыша-гнев, который находит выход через поведение. В этот период учащаются конфликты ребенка с взрослыми, вспышки раздражения, протест, неподчинение. Как быть? Достаточно понять, что возросшая активность- это всего лишь период жизни. Он необходим, чтобы освоить новые возможности тела.
Следующая потребность - потребность в самостоятельности, желание быть взрослым, независимым, все делать самому. Здесь вспышки агрессии возникают чаще всего как протест против помощи родителей, неприятие родительской опеки вообще. Иногда вспышки раздражения, гнев, швыряние вещей, истерики бывают у детей в тех семьях, где родители заставляют ребенка что-то делать, считая эти действия необходимыми. Причем этих принуждений бывает так много, что ребенок начинает открыто протестовать против них.
Далее, потребность в общении со сверстниками. Желание занимать в группе сверстников лидерские позиции в этом возрасте велики. Если ребенок не научился общению, то он часто кулаками стремится приобрести популярность среди детей. Здесь важно определить причину агрессивного поведения и обучить другим способам завоевания авторитета среди детей.
У детей 2-4 лет, не умеющих выразить свои желания и просьбы, одной из форм общения являются удары и кусания. Так ребенок выражает свое состояние, когда сердится или чего-то хочет.
Формы агрессивного поведения
 Агрессивное поведение, начиная с 3-4 лет принимает разнообразные формы.
Вербальная агрессия. Косвенная направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляется в виде жалоб ("А Вова меня стукнул"), демонстративного крика, направленного на устранение сверстника (уходи, надоел, не мешай); агрессивных фантазий ("Не будешь слушаться, милиционер придет, тебя заберет"; "Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, будешь там один сидеть"). 
Прямая вербальная агрессия - оскорбления и унижения другого; дразнилки - ябеда-корябеда, оскорбления (урод, дебил).
Физическая агрессия. Косвенно направлена на принесение ущерба; разрушение построек, уничтожение или порча других вещей. Прямая физическая агрессия: символическая - показывает кулак, угрожает; реальная - непосредственное нападение - укус, царапанье, хватание за волосы.

Какие же причины детской агрессии?
1. Излишне строгие запреты со стороны взрослых.Дети стремятся все исследовать. Если желание ребенка достаточно велико, а он, вместо одобрения или разрешения слышит "Нельзя!", то появляется реальная возможность для проявления агрессии. В такой ситуации, важно, не теряя хорошего расположения духа, предложить что-то взамен, отвлечь. Объяснить, почему нельзя делать, сохраняя уважение к ребенку и себе. Если начать раздражаться, возмущаться, или еще хуже наказывать все только обостриться, и закончится криками,слезами, надолго испорченным настроением и испорченными отношениями.
2. Протест ребенка против требований взрослых. Например, если родители без учета желаний ребенка заставляют его чем-то заниматься.Необходимо помнить, что ребенок -это человек со своими желаниями и своим самочувствием.
3. Желание утвердиться в группе сверстников. Делает он это с помощью кулаков. Важно развивать навыки общения: умение играть, соблюдать правила, делится игрушками, способность организовывать игру, придумывать сюжет.
4. Переживания, связанные с обидой, унижением.Если ребенка обижают, он хочет отомстить. Взрослые сами часто обижают детей и вызывают тем самым их агрессивность, считая при этом, что мы имеем право быть агрессивными по отношению к нему, а ребенок не имеет право.
5. Соматические переживания или заболевания головного мозга.
6. Воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. В тех случаях, если ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируется тревожность, жестокость, агрессивность, эгоизм. К агрессии также приводит и негативизм матери (равнодушие и постоянная критика). Физические наказания, психологическое давление, унижение также способствуют проявлению агрессии у детей.
При полном игнорировании агрессивных реакций своего ребенка, тот начинает думать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно. Это фактически поощрение агрессии.
Что никогда нельзя делать?
Родители иногда говорят: "Ты дерешься, ты плохой мальчик. Вот Алеша никогда не дерется, он хороший мальчик". Как много в этой фразе неправды и болезненных для ребенка посланий. Во-первых, все дети иногда дерутся и это нормально. Они не умеют контролировать свою злость. Во-вторых, наши дети всегда любимы. Поступки не нравятся, а дети хорошие. Если Алеша хороший, значит, его любят, а я плохой - меня не любят. Это для ребенка очень больно!Никогда не говорите своему ребенку, что где-то живут хорошие мальчики и девочки, которые никогда не злятся. Дети не должны винить себя за свою естественную агрессивность.
Черты агрессивного поведения могут быть скрыты в темпераменте и характере ребенка (пониженная степень чувствительности, сопереживания другим, взрывчатость, гневливость, обидчивость) или являться результатом особого созревания нервной системы.
 Однако в любом случае по мере взросления ответственность ребенка за свое агрессивное поведение должна возрастать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за комментарий!