пятница, 29 марта 2013 г.

Детская агрессия: помощь ребенку и себе

К сожалению не всегда наши дети ведут себя так, как бы нам хотелось. Конечно, невозможно представить себе нормального ребенка, который всегда слушается старших, никогда не шалит, не скандалит, не дерется. Но есть дети, которые скандалят и дерутся больше других. А иногда прежде послушный ребенок вдруг становится агрессивным, начинает грубо реагировать на замечания взрослых, обижать других детей, и тогда
родители удивляются и не могут понять, что же произошло с их ребенком.
Практически нет на свете родителей, которые не сталкивались бы с детской агрессией, не изумлялись, глядя на своего ребенка, красного от гнева, кричащего, рушащего все вокруг или кусающего, обзывающего. "Откуда в нем такое?" - задают себе вопросы родители и чувствуют себя при этом кто-то бессильным, кто-то виноватым, кто-то испытывает мощное негодование.
На самом дела, стоит ли пугаться? Попробуем порассуждать на тему детской агрессии. Детская агрессия-это хорошо или плохо? В чем истинная проблема?
Давайте сначала остановимся на том,что такое агрессия. Агрессия в переводе с латинского - нападение. Мы будем рассматривать агрессию как активную форму выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.
Обратите внимание, агрессия - это выражение эмоции, а эмоция - это то, что мы чувствуем вне зависимости от наших желаний и тем более желаний окружающих.
Эмоции, в том числе и эмоцию гнева нельзя запретить.
Задумайтесь: 1)  Агрессию запускает гнев.
2) Когда маленький ребенок впадает в гнев, то у него есть только 2 возможных способа его выразить: действие и слово. Проблема в том, что в обоих случаях можно допустить ошибки в реагировании на гнев ребенка.
Первая ошибка. "Перестань злиться", "Хватит кричать!" Ребенок получает послание, что он испытывает что-то нехорошее, что он не должен это испытывать, Что это ПЛОХО! Что он будет делать? Чтобы не расстраивать маму и папу он будет стараться подавить злость и гнев, загонять их в капкан. А, так как это не будет получаться, гнев как пар будет выходить, ребенок начнет чувствовать вину за испытываемые естественные чувства. А это губительно!
Выход гнева все равно будет. Что будет делать ребенок? 
1. Подерется с тем, кто первым подвернется под руку;
2. Накопит гнев, а потом устроит истерику по незначительному поводу;
3. Направит всю агрессию на себя и может заболеть (аллергия, астма, головная боль, высокое давление, язва желудка);
Любая эмоция имеет телесное выражение - напрягаются определенные группы мышц. При агрессии напрягается все тело, а руки сжимаются в кулаки. Все тело мобилизуется для атаки. А дальше ничего не происходит.. злость и гнев так и остаются в нашем теле в виде напряжения и выливаются в болезнь.
Кроме того, важно помнить, что ребенок начинает жить в состоянии агрессии:действовать, чувствовать, думать, говорить, запоминать. Длительные состояния агрессии накладывают специфические особенности на течение мыслей (все время думает о плохом, во всем видит злой умысел), на воображение (часто рисует и представляет в воображении монстров, чудовищ, драки, пожары), речь (все время говорит грубо, заносчиво).
Это еще лучший вариант.
Худший вариант: если гнев подавлять слишком долго, то он выльется в "пассивно-агрессивное поведение".Пассивно-агрессивное поведение в основе своей неосознанно (ребенок не отдает себе в нем отчета) и направлено против тех, кто олицетворяет для него авторитет.Ребенком движет неосознанное желание вывести из равновесия тех, кто имеет над ним власть, для чего он делает прямо противоположное тому, что от него хотят. Как только в поведении ребенка начинают возникать пассивно-агрессивные черты, дисциплина превращается в кошмар.
Примеры такого поведения: оттягивание времени, копание, упрямство, намеренная "неспособность" сделать требуемое и забывчивость.
Это коварные, разрушительные способы для личности ребенка.
Одно из ранних проявлений пассивно-агрессивных реакций у маленького ребенка - это когда он делает в штанишки или вовсе не ходит в туалет, страдает запором. Очень эффективный, но нежелательный способ выражения гнева!
Итак, почему такое поведение губительно для ребенка: 1) оно легко укореняется и может стать присущим на протяжении всей жизни человека. 2) оно может исказить личность и сделать общение с таким человеком весьма затруднительным. 3) оно оказывает влияние на взаимоотношения человека с людьми. 4) оно может перейти в поведенческое расстройство, которое с трудом поддается коррекции.
Вторая ошибка.Очень часто в ответ на агрессивное действие ребенка, родители говорят: " Что же ты у нас такой-дерешься, кусаешься", начинают стыдить ребенка. У этого всегда двойной смысл. Ребенок слышит это по-другому: "Ты не такой, как надо". "Ты плохой", "Такого мы меньше любим". И даже: "Ты нам такой не нужен!" Это минимальное разочарование в ребенке, которое он слышит.
Третья ошибка. Сталкиваясь с детским гневом родитель взрывается и опрокидывает груз собственного гнева на уже рассерженного ребенка. В такой ситуации дети беспомощны. У них нет защиты против родительского гнева. Ребенок вынужден сдерживать свой гнев внутри себя, добавив к нему и родительский.
Четвертая ошибка. Неуместный юмор. Это здорово, но в меру. Когда к нему прибегают постоянно, дети не имеют возможности научиться правильно вести себя в подобной ситуации.
Что делать? Для начала важно наблюдать за своими детьми и уметь замечать проявления агрессии. Если вы видите признаки надвигающейся бури, можно направить злость в нужное русло. Существуют три основные проявления агрессии: мимика, поведение и речь. У детей все это на виду. Например, Аня, когда злится, вся краснеет от напряжения, сжимает кулачки и говорит: "Я тебя съем!" Сережа, прежде чем начнет драться, прищуривается и топает ногой. А Ваня насупится, отвернется и не хочет говорить, только так дергает колесико от машины, что оно отваливается.
Так что, если ваш ребенок злится на другого, так как тот не дает поиграть в игрушку, можно не ждать, когда они подерутся, а научить договариваться друг с другом.
Хочется особенно отметить, что любое негативное поведение ребенка говорит не о том, что ребенок что-то хочет сделать назло, а что в его жизни что-то не так.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за комментарий!