четверг, 28 марта 2013 г.

Как помочь ребенку справиться с застенчивостью?

Как помочь? Говорите о своей любви! Самое главное - это поднять самооценку малыша в той ее части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Взрослым следут проанализировать свое отношение к ребенку. Безусловно, мама и папа любят его, но всегда ли они выражают это чувство? Часто ли говорят ему о своей любви? Может быть, ему не хватает родительской поддержки? Часто взрослые обращают внимание на своих детей лишь тогда, когда те что-то делают неправильно, достижения и хорошие поступки детей
порой остаются незамеченными. А застенчивые дети нуждаются в поддержке гораздо больше, чем их незастенчивые росесники. И ценят они эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее отношение и успокаиваются при его проявлениях. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не формируется фундамент его развития: доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир. Взрослые должны научиться быть внимательными к малышу не только если он обращается за помощью, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна.
В чем заключается такая поддежка? Это самые разные способы одобрить то, что делает ребенок.Главное, продемонстрировать ему, что его старания и успехи замечены и оценены положительно. Например: "Ты так старался надеть сапожки, и у тебя получилось! Замечательно!"
Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности - на занятиях и в свободное время. Застенчивый малыш боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Хорошо, если взрослые, делая что-то вместе с ним, или давая ему какое-то задание, скажут, что уверены в его успехе, но готовы помочь, если что-то не получается. Если ребенок слишком сосредоточен на оценке, и это тормозит его действия, взрослым лучше попытаться отвлечь его от оценочной стороны деятельности. Здесь помогут игровые приемы и юмор, который направлен не на ребенка, а на ситуация в целом. Например, у ребенка не получается что-то собрать из конструктора или из лего, можно сделать их "одушевленными" и наделить вредным характером. Хорошо поговорить с ребенком от имени придуманного вместе персонажа и разыграть смешную ситуацию.
Следует помнить, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены к соблюдению правил, боятся их нарушить. Так, в экспериментах психологов застенчивые дети ни за что не соглашалиь сделать рисунок губной помадой на листе бумаги, в то время как другие малыши делали это весело и смело. У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые родителями, а это тормозит инициативность и творческие проявления. Поэтому родителям этих малышей стоит задуматься, не слишком ли часто они ограничивают свободу ребенка, его непосредственноть и любознательность. Может быть, иногда можно нарушить правила? Гибкое поведение поможет ребенку избавиться от страха наказания, чрезмерной скованности. Можно разложить на полу большой кусок старых обоев и нарисовать вместе большую картину. Причем можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками и ладошкой, это пойдет на пользу. Подобные упражнения хорошо снимают эмоциональное напряжение.
Играйте вместе со своим ребенком. Ребенку важно научиться свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держаться скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры. Считается, что прятки, жмурки - это развлечения, в которых участвуют одни лишь дети, причем, они якобы излишне возбуждают малышей. Это не верно. Подвижные игры, вместе со взрослыми, помогают детишкам выражать свои эмоции и активизировать жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими. Игры-соревнования (кегли, мяч, стрельба из лука с присоскамиЮ преодоление препятсвий, борьба ), которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, также помогут застенчивому ребенку почувствовать себя увереннее. Организуя такие игры, лучше создать для ребенка ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим), а потом похвалить его за смелость и ловкость, выразить радость от того, что играли вместе. Эмоционально-непосредственное взаимодействие смягчает чрезмерную боязнь неудачи, порицания и запретов.
Взрослые часто стараются объяснить застенчивому ребенку, что б ояться людей не надо, уговаривают его выступить перед гостями или на празднике в детском саду. Такое прямое воздействие малоэфективно. Малыш веь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и начинает бояться публичных выступлений. Действенным приемом в таком случае являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребенку со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приробрести опыт их разрешения. Часто дети стыдятся, а иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе.
Правили игры в придуманные истории:
1. Обдумайте, какие ситуации являются наиболее трудными для ребенка. Настройтесь на волну его чувств, переживаний. Взгляните на проблему глазами ребенка.
2.Подумайте над сюжетом рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести до ребенка, какие конкретные советы дать ему.
3. Начните рассказ о вымышленных девочке или мальчике с описания деталей их жизни, сходных с жизнью вашего ребенка. Имя этого героя не должно совпадать с именем вашего ребенка, но может иметь некоторое сходство с ним по звучанию. Опишите его переживания в конкретной ситуации как можно подробнее.
4. По ходу рассказа обращайтесь к ребенку за дополнениями, чтобы он стал участником обсуждаемой проблемы и ситуации. Задайте ему вопросы, о том, что еще подумал герой, где можно было ему помочь.
5. Затем введеите персонаж, который станет помощником ребенка в разрешении внутреннего конфликта. Это может быть мама, пап, старший брат или сестра, добрый волшебник. Придумайте диалог ребенка с помощником, в котором они будут обсуждать разные способы поведения, а затем применять их в жизни. Привлекайте ребенка к поиску решения.
6. Придуманная история должна иметь положительный результат.
7.после того, как вы обсудите поведенеие вымышленного героя, понаблюдайте за поведением застенчивого ребенка в реальных для него ситуациях, посмотрите, повлияла ли на него эта игра.
Помимо придумывания расказов организуйте с детьми игры-драматизации. Проигрывайте роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки. Ребенок невольно найдет в них отголоски собственной жизни, научится бороться со своими страхами и тревогами.
Ключом для развития застенчивого и сверхчувсвительного ребенка должны быть располагающее понимание и поддержка со стороны близких людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за комментарий!