четверг, 28 марта 2013 г.

Ошибки в воспитании застенчивых детей



Глубинные причины застенчивости следует искать в раннем детстве. Ощущение СЕБЯ в возрасте до пяти лет является базой для формирования внутреннего мира взрослого человека. Застенчивость, прежде всего, связана с низкой самооценкой, которая проявляется в том, что малыш оценивает свои возможности и способности ниже, чем они есть на самом деле. Свои страдания застенчивые дети переживают молча, не делясь с окружающими, тем не менее,

весь их внешний облик говорит: "Я - застенчив". Застенчивость во внешнем поведении проявляется в скованности и неловкости движений, в замкнутой сосредоточенности лица ребенка. На физиологическом уровне - даже в учащении пульса и дыхания.
Формированию этой черты могут способствовать:
1. Ранняя и потому болезненная разлука с матерью, которая является причиной излишней чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей, что, в свою очередь, формирует у него застенчивость и неуверенность.
2. Излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери.
3. Завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку, которые часто являются причиной его проблем в дальнейшей, взрослой жизни.
Не сравнивайте своих детей с другими
Трехлетний Ваня гуляет с мамой на детской площадке. "Ну, иди же, покатайся с горки",-подталкивает его мама. Ваня нерешительно направляется к горке, осторожно ставит ножку на первую ступеньку и останавливается, озираясь на мать. "Я поймаю тебя внизу, не бойся, посмотри: малыши не боятся, а ты боишься. Ну и трус!" - с досадой произносит мама, пытаясь заставить сына забраться на лестницу. "Что за наказание! Почему другие дети могут, а ты нет!" - вздыхает она.
Если у вашей подруги сорванец-холерик, не спешите завидовать: у этого малыша другой ритм развития, а у его мамы другие проблемы с ним. Главная ваша задача - верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и "заразился" вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни можно только веря в свои силы.
Наберитесь терпения. Дайте время привыкнуть к новому
Стеснительная Леночка через неделю увлеченно играла с Олей и Димой. ЕЕ маме просто надоели попытки вовлечь дочку в коллектив, и она оставила ребенка в покое. Лена привыкла к сверстникам, изучила их характер, правила общения, любимые игры и незаметно для всех стала принимать участие в совместных играх.
Торопить несмелого ребенка - значит вводить его в состояние психологического давления, которого нежные и ранимые детки не выдерживают. Срабатывают защитные механизмы психики - дети еще больше замыкаются, уходят в себя.

Увещевания и нотации не помогают
Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире образов и чувств, а не здравого смысла. Говорить словами "здесь нет ничего страшного" бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?

Ни в коем случае не давите!
"Наша дочка, очень стеснительный ребенок, боялась многого. Новых людей, незнакомых просторных помещений, громких звуков, театра, клоунов в цирке, чужих квартир. Наши апелляции к здравому смыслу ничего не давали. Больше года Надя не ходила ни в цирк, ни в театр. За это время она подросла, забыла прежние тревоги, заметно укрепилась ее уверенность в себе. Затем мы пошли в кукольный театр. Куклы были Надиными друзьями уже давно, и бояться их ей просто не пришло в голову. Позже мы успешно посмотрели цирковое представление, где выступали ее обожаемые зверушки, а со временем с успехом "выдержали" игру "живых" актеров в детском саду.
Застенчивому, робкому ребенку нужно дать время познакомиться, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться.
Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей
В 3,5 года Саню отдали на занятия музыкой. Музыкальный, нежный мальчик очень любил песенки, игры под музыку. Но в группе было несколько непоседливых мальчишек. Они часто баловались и мешали заниматься. Учительница время от времени делала им замечания повышенным голосом. Вскоре Саня со слезами на глазах отказался ходить на музыку. Ему казалось, что именно он виноват в том, что учительница кричит, что именно им она недовольна. Мама Саши с понимаем отнеслась к этой проблеме.
Повышенная требовательность родителей опасна
Павел учится в первом классе. Его природная застенчивость, излишняя требовательность матери, непонимание педагога привели к тому, что мальчик стал заикаться при ответе у доски. По наблюдениям специалистов, именно в семьях, где лидером является женщина, дети часто вырастают застенчивыми, безвольными, безынициативные. В этом случае срабатывают защитные механизмы поведения: не выдерживая жесткого и пристального внимания к себе, в силу излишней чувствительности, ребенок может, например, постоянно улыбаться. Улыбка не всегда соответствует ситуации. Так было и с Пашей. Под пристальным взглядом мамы он начинал нервно улыбаться. Мама ругалась. Результат-заикание.
Очень часто родителям приходится убеждаться на горьком опыте: излишняя требовательность и строгость к детям с утонченной душевной организацией приводит к прямо противоположному эффекту. Мама изменила свое поведение, и к сыну постепенно вернулось чувство уверенности в себе, он избавился от страха плохих оценок и внутренней зажатости, постепенно нормализовалась речь.
Застенчивым детям очень важна личная территория, возможность побыть в одиночестве. Наедине с собой они не скучают, а играют, адаптируясь к сложным ситуациям, осмысливают и переживают все, прежде случившиеся.
Для застенчивого ребенка новый коллектив-большая проблема. Но нужно ли оберегать их от сложностей жизни? Рано или поздно ребенок все равно с этим столкнется. Вопрос лишь в том, встретится ли он с ними уверенным в себе, уравновешенным, не отягощенным комплексами человеком, или запуганным неудачником, привыкшим к своей "второсортности". Не нужно "подставлять руки" на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя. Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым она пока не готов. Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему робкому ребенку расправить свои нежные крылышки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за комментарий!