вторник, 24 декабря 2013 г.

Почему дети должны фантазировать


Научиться отличать фантазию от реальности - это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается  ребенок. Что можно сделать, если  ребенок приходит домой из школы с чужой вещью в кармане и говорит, что ее ему подарила Ира? Не принесут никакой пользы и обидят ребенка слова: "Ты меня обманываешь". Гораздо полезнее будет сказать: "Я думаю, нам лучше спросить у Иры. Может быть, ты ее неправильно поняла, а может, тебе так хотелось, чтобы у тебя была такая вещь, что ты вообразила, что она тебе ее подарила".

Если мы избегаем слово "лжец", это не говорит о нашем равнодушии или безответственности к поступкам ребенка. Нехорошо брать вещи, которые тебе не принадлежат; нехорошо говорить, что старшая сестра ударила няню, когда она этого не делала; нехорошо даже придумывать истории о том, как ты героически убил льва, сбежавшего из зоопарка, и настаивать на том, что это правда. Но если мы называем это ложью, ругаем и наказываем ребенка, мы без особого труда лишаем его навыков самому оценивать свои поступки, не даем ему возможности научиться этому.

В наших силах помочь детям понять, насколько наши желания могут влиять на наши мысли. Например, вы говорите: "Я могу представить, как сильно тебе хотелось новую куклу, если ты действительно поверила, что тебе ее подарили. Но ты сама понимаешь, что ошиблась, и нам придется ее вернуть". Или после инцидента с няней: "Дети часто злятся на старших сестер и хотят, чтобы им попало. Я думаю, ты вообразил, что она ударила няню". В ответ на рассказанную историю о поединке с царем зверей: "Маленьких многое пугает. Когда ты воображаешь, что поймал льва, ты чувствуешь себя большим и сильным".

самолюбия Подобные ответы показывают ребенку, что мы понимаем, как сильно желание может влиять на воображение, оно помогает отделить их от реальности. А главное, не уязвляет ребенка.

Если мы будем настаивать на открытой конфронтации, мы создадим излишние поводы для борьбы и ничего не добьемся. Поскольку дети всех возрастов борются за полную свободу и независимость, вопрос о том, врет ребенок или нет, перерастает в вопрос о власти, и противодействие вашему воздействию на его поведение возрастает.

Неспособность провести грань между фантазией и реальностью сохраняется, пока ребенку не исполнится 7-8 лет, однако проблемы, связанные с этим, могут оставаться и потом.
По мере того как дети взрослеют, они обретают больший контроль над потребностью изменять реальность, в особенности, если их жизненный опыт приносит большее удовлетворение и успехи. Но существует большое "если".
Когда фантазия полностью заполняет сознание, заменяя собой, реальные действия и отношения, она порабощает. Не возникает сомнения, что в таких случаях профессиональная помощь необходима. Это лишь  малая часть рассказа о том, какую роль играет фантазия в человеческой жизни. Было бы крайне печально, если бы нам пришлось рассматривать ее как нечто проходящее, то, что ребенок перерастает. Это совсем не так. Фантазия - источник наиболее глубокой и творческой духовной жизни человека.

  Представьте: "Как это замечательно!" Как было бы тоскливо жить на земле без фантазеров - никакой музыки, никакой живописи, никакой науки, никакой любви! Чтобы убедиться в этом, рассмотрим некоторые положительные аспекты фантазии в человеческой жизни.


1. Фантазия помогает осознать наши действительные чувства.

Родителям она может помочь лучше понимать детей. Один отец заметил, что его семилетний сын почти каждый день рассказывает за обедом о своих подвигах, о том, как он поколотил кого-нибудь во дворе или по дороге из школы домой. Одна мать сообщила, что каждый раз, когда учитель дает задание написать сочинение, ее одиннадцатилетняя дочь почти всегда пишет о мальчиках или мужчинах, с которыми происходят захватывающие приключения. Возможно, мальчик чувствует, что он слишком застенчив и тих и это разочаровывает его отца, который хочет, чтобы у него был более агрессивный и сильный сын; а девочка сильно подозревает, что ее матери хочется, чтобы, когда она вырастет, она занималась только шитьем, стряпней, вязанием и уходом за ребенком. Увлечение ребенка определенными фантазиями дает родителям возможность помочь сыну или дочери разобраться в чувствах, которые могут быть крайне ошибочными. Отец мальчика мог бы проявить больший интерес к увлечениям сына музыкой или математикой, а мать девочки могла бы объяснить дочери, что сегодня женщины могут быть предприимчивыми в различных областях жизнедеятельности и совсем не обязательно, чтобы они занимались только домашними делами.


2. Фантазия помогает осознать и признать существование некоторых чувств, которых мы стыдимся.

"Мне приснилось прошлой ночью, что тебя и папу убили, и я очень испугалась",- сообщает пятилетняя дочь матери за завтраком. Несколько дней спустя она говорит: "Сегодня в детском саду я испугалась. Я рисовала картинку и вдруг подумала, что вы с папой попали в ужасную аварию на машине". Когда подобный рассказ повторяется в третий или в четвертый раз, родители могут предположить, что девочка за что-то сильно злится на них и боится впрямую столкнуться со своими агрессивными чувствами. Фантазия стала безопасным клапаном, через который она выражает чувства, которые не может осознать непосредственно. Чтобы снять напряжение и помочь дочери, родители могут, как бы невзначай заметить: "Иногда нам кажется, не злишься ли ты на нас за то, что мы так много времени проводим с новорожденным?" В том случае, если предположения родителей действительно реальны, у девочки исчезнут фантазии об убийстве.


3. Фантазии помогают пережить периоды неизбежных лишений.

Я не знаю другой истории, которая иллюстрировала бы этот факт более наглядно, чем дневник Анны Франк, девочки, которая, будучи лишена нормального детства, мечтала, писала, рассказы и жила богатой духовной жизнью. Она достигла высот человеческого сознания и чуткости, которые воодушевили миллионы людей.
Не столь драматично, но все мы переживаем периоды лишений и страданий, и часто именно фантазия помогает нам выстоять и продолжать жить интересно и увлеченно. Вот пример. Семилетний мальчик переезжал из одного места в другое, так как его отец менял место работы. Он воображает, что на старом месте у него остались замечательные друзья. Фантазия помогает ему чувствовать себя менее одиноким и потерянным в новой школе, с новыми соседями. Девятилетняя девочка лежит на больничной койке после операции на бедре и воображает, что она дома завтракает со своей семьей, бегает и прыгает через скакалку с подругами. Фантазии помогают ей легче перенести боли. Когда мы грустим или наши проблемы кажутся нам непреодолимыми, фантазия дает нам надежду, спасает нас от отчаяния.


4. Фантазия обеспечивает нам приватность.

Мы живем в перенаселенном, шумном, лихорадочном мире, который постоянно отрицательно воздействует на каши мысли и чувства.
Конкуренция является жизненным фактом, в особенности в жизни наших детей. Мир, в котором дети свободно гуляют по полям и лесам, в наше время стал легендой. Даже когда мы помогаем детям, погруженным в фантазирование, мы также должны проявлять чуткость, знать, что иногда  им надо побыть наедине. Каждому из нас нужна определенная свобода в собственных мыслях.
Для ребенка, который правильно развивается, не лишен радостей действия и общения, одиночество - время, когда он может мечтать о своем, время, которое во многом влияет на становление его духовной жизни.
Многие родители с трудом переносят, когда ребенок остается наедине со своими мыслями. При виде десятилетнего ребенка, который после школы лежит на кровати и глядит в потолок, мы можем, совершенно не задумываясь, правы мы или нет, сказать: "Не лежи просто так, займись делом!" Или подросток спокойно качается в гамаке, погруженный в свои мысли, в то время, когда мы подстригаем газон или красим изгородь:
не думая о том, что мешаем ему, мы возмущенно вопрошаем, как нам удалось произвести на свет подобного бездельника. Следует помнить, что сегодняшние дети проводят большую часть времени в состоянии неистовой активности и им нужно восполнять свои духовные ресурсы за счет фантазии. Помимо этого, фантазия - необходимое условие освобождения от постоянного контроля и вмешательства взрослых.


5. Фантазия - один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире.

Еще одно воспоминание детства. «Я сижу ночью в постели и воображаю, что я взрослая и участвую в вечеринке, подобной тем, какие устраивали мои родители. Я так изысканно общалась с гостями, так владела собой, что потом, уже, будучи взрослой, встречаясь на вечеринке с  родственными и близкими людьми, я неожиданно испытывала чувство  - я уже была здесь!»
Ролевая игра маленьких детей представляет собой своего рода подготовку к будущим событиям, к взрослой жизни. Когда маленький ребенок изображает маму, папу, доктора, полицейского или летчика, это позволяет ему лучше почувствовать, что из себя представляют эти взрослые роли. Проигрывание ролей помогает ребенку справиться с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. Например, пятилетней девочке предстоит через несколько дней лечь в больницу для удаления миндалин. Играя со своими братом и сестрой, она говорит: «Сережа, ты будешь доктором. Катя будет маленькой девочкой, а я буду мамой. Маленькая девочка боится и плачет. Мама говорит: "До свидания, я вернусь завтра и принесу тебе мороженого". Доктор говорит: "Пора спать. Когда ты проснешься, твое горло будет сильно болеть".
К тому времени, когда произойдет настоящая операция, малышка, преодолеет многие из сопутствующих ей страхов и тревог с помощью фантазии.
Невозможно подготовиться ко всем травмирующим событиям, но ролевая игра может помочь "вынуть у них жало". Когда одной девочке было около четырех лет, она упала и сильно поранила руку о ржавую банку. Рана была глубокой и сильно кровоточила, и мама была очень перепугана, когда ее принесли в переполненную детьми травму. В течение последующей недели, когда у дочери начались ночные кошмары, и она стала очень пугливой, мама играла в "больницу" каждый день. Мама с дочкой использовали кукол-марионеток для изображения испуганной девочки, истеричной мамы,  медсестры, которая без устали повторяла: "Не плачь, ты уже большая", и усталого доктора, который ничего не
объяснял. Это проигрывание помогло преодолеть страхи.


6. Фантазия - необходимая составляющая творчества.

Безусловно, важно, чтобы ребенок хорошо различал фантазию и реальность, но, если бы это различие когда-нибудь стало слишком четким, человеческий прогресс остановился бы. Ученый должен представлять себе невозможное, художник должен помочь другим это представить, а все влюбленные доказывают, что невозможное возможно! Фантазеры потрясают основы мироздания и изменяют мир.
В прелестной детской книжке Марджери Вилльямс "Плюшевый кролик" кролик спрашивает лошадку: как узнать, настоящий ли он, нужно ли его для этого разобрать? Игрушечная лошадка отвечает: "Ты настоящий не потому, что из чего-то сделан, а потому, что с тобой что-то происходит. Когда ребенок долго-долго тебя любит, не просто играет с тобой, а любит тебя по-настоящему, ты становишься настоящим".
В конце концов, существует неизбежная и необходимая связь между фантазией и человеческой способностью к любви - и это самое важное из всех фактов человеческой жизни.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за комментарий!