Powered By Blogger

суббота, 23 марта 2013 г.

Компьютерная зависимость

Сутки напролет перед экраном монитора, лучшие друзья – виртуальные монстры. Ребенку, попавшему в сети компьютерной зависимости, нужна помощь. В первую очередь родителей
Современные дети нередко осваивают компьютерную грамотность раньше, чем языковую или математическую: мы живем в эпоху высоких технологий и сумасшедших скорос­тей. В принципе, это не хорошо и не плохо, главное – как распорядиться имеющимися у нас ресурсами.
Ведь те же компьютер и интернет могут стать как инструментом творчества и получения новой информации, так и допингом сродни наркотикам. Несмотря на то что в среде детей и подростков компьютерная зависимость приобретает угрожающие масштабы, общественность относится к этому факту скорее снисходительно: мол, с возрастом пройдет. Дескать, лучше, когда чадо сидит дома за компьютером, чем тусуется непонятно где и с кем. Компьютерные игры увлекают и захватывают – но параллельно выхолащивают чувства, а реальная жизнь перестает быть источником удовольствия. Многие специалисты сходятся во мнении, что такими страшными диагнозами, как депрессия, синдром эмоционального выгорания, хроническая усталость, алкогольная и наркотическая зависимость, суицидальные наклонности человечество обязано именно высоким технологиям. Задача родителей – сформировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру, сделать его жизнь настолько яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с ней соперничать.

Ребенок не чувствует разницы
Изображение с сайта http://yourhealth.com.ua«До семи лет ребенок не в состоянии провести четкую грань между вымыслом и настоящей жизнью, – говорит Валентина Антощенко, педагог вальдорфской методики воспитания. – И если в столь нежном возрасте малыш «ныряет» в компьютерные игры и телевизор – они становятся его реальностью. А ведь опыт, приобретенный в первые семь лет жизни, во многом формирует наши жизненные установки и ценности. Какой же «багаж» получает юный геймер? Согласитесь, виртуальный мир, на первый взгляд, может показаться куда интереснее реального: на мониторе краски ярче, события меняются с какой угодно скоростью, а для победы не нужно прилагать особых усилий. В вальдорфской педагогике есть такое понятие, как чувство жизни: умение удивляться и радоваться всему, что нас окружает, воспринимать жизнь как чудо, жить «здесь и сейчас». Ребенок, погруженный в иллюзорный мир, вряд ли обрадуется, скажем, распустившемуся цветку – зачем, если одним кликом компьютерной мышки он может «вырастить» на экране виртуальные джунгли? По настоящим улицам не скачет человек-паук и не бегают динозавры – зато псевдореальность изобилует будоражащими воображение персонажами. В результате малышу становится неинтересно исследовать окружающий мир, докапываться до сути вещей. Такой ребенок не видит для себя иного способа получения удовольствий, кроме как с головой уйти в суррогатные эмоции и переживания».

Цена победы
В американских военных школах одним из элементов подготовки будущих бойцов являются занятия по снижению чувствительности, притуплению способности к сопереживанию – в противном случае солдат не сможет хорошо делать свое дело. Подобные «тренировки» осуществляются при помощи специальных компьютерных программ, работающих по принципу игр-стрелялок: за максимально короткий срок нужно «убить» как можно больше противников и самому остаться в живых. Агрессивные компьютерные игры (а к таковым относятся игры, эксплуатирующие темы насилия, убийства, расовой или сексуальной дискриминации и прочих противоправных действий) заглушают в ребенке альтруизм, умение сочувствовать и понимать другого человека. Формируется очень опасная установка: чтобы победить, нужно убить. И хотя речь идет об «игрушечных» убийствах, подобные стереотипы четко «записываются» на уровне подсознания – неизвестно, к каким действиям они могут подтолкнуть человека в критической ситуации. Многие специалисты связывают немотивированную агрессию подростков с пристрастием к агрессивным компьютерным играм. Один из примеров: британский школьник, несколько лет назад жестоко убивший своего одноклассника. На суде родители подрост-ка заявили, что их сын подражал герою видеоигры Manhunt, который совершал изощренные убийства.

Мальчики – в группе риска
Чаще всего в компьютерную зависимость попадают именно мальчишки. Девчачьи игры – те же дочки-матери – это сплошные эмоции, поэтому девочкам нет необходимости подпитываться суррогатными переживаниями. Девочкам «разрешается» плакать, обижаться, закатывать истерики – над мальчиками же довлеет исторически сложившийся стереотип: ты должен быть сильным. В итоге мальчишки вынуждены постоянно подавлять свои истинные чувства и эмоции. Кроме того, в силу особенностей мужской психологии сильному полу более свойственен «уход в себя». Мальчишкам «зона продуктивного одиночества» жизненно необходима – для восстановления, накопления сил, анализа. И если в реальности эта ниша отсутствует, подросток будет создавать ее искусственно. Ну и потом, инстинкт победителя у мужчин в крови еще с пещерных времен – именно поэтому мальчики «подсаживаются» на всякие «стрелялки» и «бродилки» (девочки, если уж и играют, то скорее в стратегические или логические игры).

Откуда ноги растут
Утверждать, что виртуальные забавы – корень всех бед «проблемных» подростков – значит, путать причину и следствие. Ведь «иная реальность» может лишь усугубить уже имеющиеся проблемы. Иными словами, счаст­ливый, гармонично развивающийся ребенок вряд ли станет испытывать повышенную тягу к компьютерному миру. «Когда на приеме родители жалуются на то, что их ребенок «подвис» на компьютере, я предлагаю им поискать причины в себе, – говорит Светлана Ройз, детский и семейный психолог. – Я спрашиваю у мам и пап: «Кто впервые показал ребенку компьютерную игру? Что вы знаете о пристрастиях вашего ребенка, в какие игры он играет? Сколько времени вы проводите вместе с ребенком, о чем разговариваете? Назовите несколько ярких событий в жизни ребенка за последние месяцы.» Мы, родители, должны отдавать себе отчет: это мы усаживаем ребенка перед телевизором, покупаем ему компьютерные игры – ведь у нас работа, стирка, уборка, и зачастую нам попросту некогда играть с чадом в другие (спортивные, настольные) игры. Такая позиция родителей заглушает в ребенке инстинкт искателя, отводя ему более безопасную, на первый взгляд, роль зрителя. Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением. Задумайтесь: как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир? Вместе с тем, важно помнить, что у каждого явления есть как негативная, так и позитивная сторона. Зачастую в виртуальный мир с головой погружаются очень чувствительные и творческие детки с тонкой душевной организацией. Задача родителей – помочь ребенку раскрыть свой потенциал».
Уходя в жестокие игры, дети пытаются прожить свою нереализованную потребность в агрессии. Безусловно, это деструктивное чувство, и компьютер – не самый лучший способ его трансформации. Но кто знает, как вел бы себя подросток и какие бы психосоматические болезни у него проявились, если бы не возможность получить разрядку, отдубасив виртуального монстра».

Операция «спасение»
Пытаясь «вытащить» ребенка из компьютерного мира, родителям стоит действовать тактично. Запретный плод, как известно, сладок: чем больше сопротивление – тем сильнее стремление. Нельзя насильно отобрать у ребенка компьютер, не дав ему ничего взамен.
  • В первую очередь следует изменить стереотипное поведение. Ребенок привык получать выволочку за свои компьютерные посиделки и несделанные уроки? Специалистами доказано: если какая-то реакция повторяется 7 и более раз, она скатывается в подсознательное. Иными словами, ребенок попросту не слышит обращенных к нему упреков, они для него – не более чем досадный шумовой фон. Чтобы изменить ситуацию, попробуй продемонстрировать искренний (!) интерес к миру своего чада. Расспроси его об играх, в которые он играет, чем именно они ему нравятся (кстати, это подсказка к вопросу, какие потребности ребенка подавлены). Попроси, чтобы он научил тебя играть в его любимую игру. Да, это может занять немало времени, но овчинка стоит выделки! Когда дети учат нас чему-то, их самооценка повышается. И потом, двое – это уже диалог (а с компьютером, даже если это групповая игра, человек всегда общается в режиме монолога).
  • Предложи ребенку деятельность, которая заинтересует его сильнее, чем компьютерный мир. При этом родители не должны превращаться в эдаких клоунов, предлагающих пресыщенному отпрыску все новые и новые утехи. Такой подход оставляет ребенка на прежнем уровне пользователя – потребителя чужого труда. А для того чтобы избавиться от зависимости, нужно перейти на созидательный, творческий уровень. Вальдорфские педагоги советуют начинать с посильной (но не слишком легкой) физической работы. Это может быть вскапывание грядок на даче, прополка или полив цветов, мелкие ремонтные работы и т. д. Крестьянский труд помогает, что называется, встать обеими ногами на землю, ощутить свои корни, почувствовать вкус жизни. Такая работа вызывает физическую усталость, но при этом наполняет человека духовной энергией.
  • Ищите интересные для ребенка сферы творческой реализации. Душевное состояние очень хорошо гармонизирует работа руками (полезен тактильный контакт с природными материалами: деревом, глиной, шерстью) – не зря в дореволюционные времена аристократы обучали своих детей изящному рукоделию.
  • Демонстрируйте пример. Если ты сама, едва придя с работы, щелкаешь пультом от телевизора, вряд ли стоит ожидать, что ребенок внемлет твоим нравоучениям и оторвется от монитора. Учись находить радость в мелочах: в чашке кофе, распустившихся фиалках, интересной книге – и твой ребенок тоже приобретет умение радоваться жизни. На уикенды выезжайте на природу, посещайте различные экскурсии. Поверь, ребенок, который вместе со спелеологами нащупывал путь в реальной пещере или кормил с рук настоящую косулю в лесном хозяйстве, никогда не променяет эти «живые» ощущения на виртуальный суррогат.
Минимум усилий – максимальный результат
«Когда основным время­препровождением ребенка становятся компьютерные игры, интернет-чаты и телевизор, страдает, в первую очередь, его эмоционально-чувственная сфера, – утверждает Наталья Ещенко, специалист вальдорфской педагогики, преподаватель и арт-терапевт. – Посудите сами: стать супергероем в вымышленной жизни намного проще, чем в настоящей. Для того чтобы одержать виртуальную победу, достаточно умственных усилий, быстроты реакции и определенных навыков. А в реальной жизни успех невозможен без умения чувствовать, договариваться с людьми, слышать свою интуицию, использовать творческое начало! Компьютерные игры формируют искаженное представление о жизни, безволие и пассивность, которые скрываются за яркими подвигами в виртуальном мире. Стоит ли удивляться тому, что, повзрослев, вчерашний геймер отказывается брать на себя ответственность за собственную судьбу?! В последние годы медикам все чаще приходится сталкиваться с гипервозбудимыми, гиперактивными детками. Этому явлению есть простое объяснение. Детям, особенно маленьким, очень важно проживать эмоции через тело (это происходит, например, во время подвижных игр). А когда малыш увлеченно смотрит мультик или гоняет на виртуальных ралли, его мозг работает очень интенсивно. Но тело то остается статичным, оно не проживает эту активность! А потом родители недоумевают, почему ребенок переворачивает весь дом вверх дном, а по ночам просыпается каждые два часа».

Скажи мне, во что ты играешь
Подсознательно ребенок выбирает именно те игры, которые в наибольшей мере отражают его подавленные потребности.
Стратегические – ребенку не хватает структурированности. При этом в потенциале у него имеются лидерские качества, такой человек может повести за собой других. Позитивный «заменитель» компьютерных стратегий – шахматы, конструирование (кстати, «стратеги» легче всего избавляются от тяги к компьютеру).
Спортивные – подавлена деятельность, возможно, есть какие-то телесные блоки. Если малыш гоняет виртуальную шайбу или мяч (командные игры), у него велика потребность быть частью значимой для него группы сверстников. Переключай его внимание на реальные спортивные забавы.
«Стрелялки», ужасы – непрожитая агрессия или подавленная сексуальность. Кстати, агрессия – одна из эмоций, необходимых для выживания вида (в психологии есть даже такое понятие: нормальный уровень агрессии). Другое дело, сколько ее и в какое русло она направлена. Такому ребенку нужно больше двигаться, а еще ему необходимы тактильные контакты (объятия, массаж) со своими родителями.
Пробудить в ребенке интерес к реальной жизни можно лишь собственным примером. Находите время для разговоров по душам, читайте вместе книжки, делитесь пережитыми впечатлениями.
Согласно нормам Минздрава, 7-10-летние дети могут проводить за компьютером не более 45 мин. в день, 11-13-летние – два раза по 45 мин., старшие – три раза.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо за комментарий!