Сутки напролет перед экраном монитора, лучшие друзья – виртуальные
монстры. Ребенку, попавшему в сети компьютерной зависимости, нужна
помощь. В первую очередь родителей
Современные дети нередко осваивают компьютерную грамотность раньше, чем
языковую или математическую: мы живем в эпоху высоких технологий и
сумасшедших скоростей. В принципе, это не хорошо и не плохо, главное –
как распорядиться имеющимися у нас ресурсами.
Ведь те же компьютер и
интернет могут стать как инструментом творчества и получения новой
информации, так и допингом сродни наркотикам. Несмотря на то что в среде
детей и подростков компьютерная зависимость приобретает угрожающие
масштабы, общественность относится к этому факту скорее снисходительно:
мол, с возрастом пройдет. Дескать, лучше, когда чадо сидит дома за
компьютером, чем тусуется непонятно где и с кем. Компьютерные игры
увлекают и захватывают – но параллельно выхолащивают чувства, а реальная
жизнь перестает быть источником удовольствия. Многие специалисты
сходятся во мнении, что такими страшными диагнозами, как депрессия,
синдром эмоционального выгорания, хроническая усталость, алкогольная и
наркотическая зависимость, суицидальные наклонности человечество обязано
именно высоким технологиям. Задача родителей – сформировать у ребенка
адекватное отношение к компьютерному миру, сделать его жизнь настолько
яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не
могли с ней соперничать.
«До
семи лет ребенок не в состоянии провести четкую грань между вымыслом и
настоящей жизнью, – говорит Валентина Антощенко, педагог вальдорфской
методики воспитания. – И если в столь нежном возрасте малыш «ныряет» в
компьютерные игры и телевизор – они становятся его реальностью. А ведь
опыт, приобретенный в первые семь лет жизни, во многом формирует наши
жизненные установки и ценности. Какой же «багаж» получает юный геймер?
Согласитесь, виртуальный мир, на первый взгляд, может показаться куда
интереснее реального: на мониторе краски ярче, события меняются с какой
угодно скоростью, а для победы не нужно прилагать особых усилий. В
вальдорфской педагогике есть такое понятие, как чувство жизни: умение
удивляться и радоваться всему, что нас окружает, воспринимать жизнь как
чудо, жить «здесь и сейчас». Ребенок, погруженный в иллюзорный мир, вряд
ли обрадуется, скажем, распустившемуся цветку – зачем, если одним
кликом компьютерной мышки он может «вырастить» на экране виртуальные
джунгли? По настоящим улицам не скачет человек-паук и не бегают
динозавры – зато псевдореальность изобилует будоражащими воображение
персонажами. В результате малышу становится неинтересно исследовать
окружающий мир, докапываться до сути вещей. Такой ребенок не видит для
себя иного способа получения удовольствий, кроме как с головой уйти в
суррогатные эмоции и переживания».
Цена победы
Цена победы
В американских военных школах одним из элементов подготовки будущих
бойцов являются занятия по снижению чувствительности, притуплению
способности к сопереживанию – в противном случае солдат не сможет хорошо
делать свое дело. Подобные «тренировки» осуществляются при помощи
специальных компьютерных программ, работающих по принципу игр-стрелялок:
за максимально короткий срок нужно «убить» как можно больше противников
и самому остаться в живых. Агрессивные компьютерные игры (а к таковым
относятся игры, эксплуатирующие темы насилия, убийства, расовой или
сексуальной дискриминации и прочих противоправных действий) заглушают в
ребенке альтруизм, умение сочувствовать и понимать другого человека.
Формируется очень опасная установка: чтобы победить, нужно убить. И хотя
речь идет об «игрушечных» убийствах, подобные стереотипы четко
«записываются» на уровне подсознания – неизвестно, к каким действиям они
могут подтолкнуть человека в критической ситуации. Многие специалисты
связывают немотивированную агрессию подростков с пристрастием к
агрессивным компьютерным играм. Один из примеров: британский школьник,
несколько лет назад жестоко убивший своего одноклассника. На суде
родители подрост-ка заявили, что их сын подражал герою видеоигры
Manhunt, который совершал изощренные убийства.
Мальчики – в группе риска
Мальчики – в группе риска
Чаще всего в компьютерную зависимость попадают именно мальчишки.
Девчачьи игры – те же дочки-матери – это сплошные эмоции, поэтому
девочкам нет необходимости подпитываться суррогатными переживаниями.
Девочкам «разрешается» плакать, обижаться, закатывать истерики – над
мальчиками же довлеет исторически сложившийся стереотип: ты должен быть
сильным. В итоге мальчишки вынуждены постоянно подавлять свои истинные
чувства и эмоции. Кроме того, в силу особенностей мужской психологии
сильному полу более свойственен «уход в себя». Мальчишкам «зона
продуктивного одиночества» жизненно необходима – для восстановления,
накопления сил, анализа. И если в реальности эта ниша отсутствует,
подросток будет создавать ее искусственно. Ну и потом, инстинкт
победителя у мужчин в крови еще с пещерных времен – именно поэтому
мальчики «подсаживаются» на всякие «стрелялки» и «бродилки» (девочки,
если уж и играют, то скорее в стратегические или логические игры).
Откуда ноги растут
Откуда ноги растут
Утверждать,
что виртуальные забавы – корень всех бед «проблемных» подростков –
значит, путать причину и следствие. Ведь «иная реальность» может лишь
усугубить уже имеющиеся проблемы. Иными словами, счастливый, гармонично
развивающийся ребенок вряд ли станет испытывать повышенную тягу к
компьютерному миру. «Когда на приеме родители жалуются на то, что их
ребенок «подвис» на компьютере, я предлагаю им поискать причины в себе, –
говорит Светлана Ройз, детский и семейный психолог. – Я спрашиваю у мам
и пап: «Кто впервые показал ребенку компьютерную игру? Что вы знаете о
пристрастиях вашего ребенка, в какие игры он играет? Сколько времени вы
проводите вместе с ребенком, о чем разговариваете? Назовите несколько
ярких событий в жизни ребенка за последние месяцы.» Мы, родители, должны
отдавать себе отчет: это мы усаживаем ребенка перед телевизором,
покупаем ему компьютерные игры – ведь у нас работа, стирка, уборка, и
зачастую нам попросту некогда играть с чадом в другие (спортивные,
настольные) игры. Такая позиция родителей заглушает в ребенке инстинкт
искателя, отводя ему более безопасную, на первый взгляд, роль зрителя.
Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о
том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением.
Задумайтесь: как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его
внутренний мир? Вместе с тем, важно помнить, что у каждого явления есть
как негативная, так и позитивная сторона. Зачастую в виртуальный мир с
головой погружаются очень чувствительные и творческие детки с тонкой
душевной организацией. Задача родителей – помочь ребенку раскрыть свой
потенциал».
Уходя в жестокие игры, дети пытаются прожить свою нереализованную
потребность в агрессии. Безусловно, это деструктивное чувство, и
компьютер – не самый лучший способ его трансформации. Но кто знает, как
вел бы себя подросток и какие бы психосоматические болезни у него
проявились, если бы не возможность получить разрядку, отдубасив
виртуального монстра».
Операция «спасение»
Операция «спасение»
Пытаясь «вытащить» ребенка из компьютерного мира, родителям стоит
действовать тактично. Запретный плод, как известно, сладок: чем больше
сопротивление – тем сильнее стремление. Нельзя насильно отобрать у
ребенка компьютер, не дав ему ничего взамен.
-
В первую очередь следует изменить стереотипное поведение. Ребенок привык получать выволочку за свои компьютерные посиделки и несделанные уроки? Специалистами доказано: если какая-то реакция повторяется 7 и более раз, она скатывается в подсознательное. Иными словами, ребенок попросту не слышит обращенных к нему упреков, они для него – не более чем досадный шумовой фон. Чтобы изменить ситуацию, попробуй продемонстрировать искренний (!) интерес к миру своего чада. Расспроси его об играх, в которые он играет, чем именно они ему нравятся (кстати, это подсказка к вопросу, какие потребности ребенка подавлены). Попроси, чтобы он научил тебя играть в его любимую игру. Да, это может занять немало времени, но овчинка стоит выделки! Когда дети учат нас чему-то, их самооценка повышается. И потом, двое – это уже диалог (а с компьютером, даже если это групповая игра, человек всегда общается в режиме монолога).
-
Предложи ребенку деятельность, которая заинтересует его сильнее, чем компьютерный мир. При этом родители не должны превращаться в эдаких клоунов, предлагающих пресыщенному отпрыску все новые и новые утехи. Такой подход оставляет ребенка на прежнем уровне пользователя – потребителя чужого труда. А для того чтобы избавиться от зависимости, нужно перейти на созидательный, творческий уровень. Вальдорфские педагоги советуют начинать с посильной (но не слишком легкой) физической работы. Это может быть вскапывание грядок на даче, прополка или полив цветов, мелкие ремонтные работы и т. д. Крестьянский труд помогает, что называется, встать обеими ногами на землю, ощутить свои корни, почувствовать вкус жизни. Такая работа вызывает физическую усталость, но при этом наполняет человека духовной энергией.
-
Ищите интересные для ребенка сферы творческой реализации. Душевное состояние очень хорошо гармонизирует работа руками (полезен тактильный контакт с природными материалами: деревом, глиной, шерстью) – не зря в дореволюционные времена аристократы обучали своих детей изящному рукоделию.
-
Демонстрируйте пример. Если ты сама, едва придя с работы, щелкаешь пультом от телевизора, вряд ли стоит ожидать, что ребенок внемлет твоим нравоучениям и оторвется от монитора. Учись находить радость в мелочах: в чашке кофе, распустившихся фиалках, интересной книге – и твой ребенок тоже приобретет умение радоваться жизни. На уикенды выезжайте на природу, посещайте различные экскурсии. Поверь, ребенок, который вместе со спелеологами нащупывал путь в реальной пещере или кормил с рук настоящую косулю в лесном хозяйстве, никогда не променяет эти «живые» ощущения на виртуальный суррогат.
Минимум усилий – максимальный результат
«Когда основным времяпрепровождением ребенка становятся компьютерные
игры, интернет-чаты и телевизор, страдает, в первую очередь, его
эмоционально-чувственная сфера, – утверждает Наталья Ещенко, специалист
вальдорфской педагогики, преподаватель и арт-терапевт. – Посудите сами:
стать супергероем в вымышленной жизни намного проще, чем в настоящей.
Для того чтобы одержать виртуальную победу, достаточно умственных
усилий, быстроты реакции и определенных навыков. А в реальной жизни
успех невозможен без умения чувствовать, договариваться с людьми,
слышать свою интуицию, использовать творческое начало! Компьютерные игры
формируют искаженное представление о жизни, безволие и пассивность,
которые скрываются за яркими подвигами в виртуальном мире. Стоит ли
удивляться тому, что, повзрослев, вчерашний геймер отказывается брать на
себя ответственность за собственную судьбу?! В последние годы медикам
все чаще приходится сталкиваться с гипервозбудимыми, гиперактивными
детками. Этому явлению есть простое объяснение. Детям, особенно
маленьким, очень важно проживать эмоции через тело (это происходит,
например, во время подвижных игр). А когда малыш увлеченно смотрит
мультик или гоняет на виртуальных ралли, его мозг работает очень
интенсивно. Но тело то остается статичным, оно не проживает эту
активность! А потом родители недоумевают, почему ребенок переворачивает
весь дом вверх дном, а по ночам просыпается каждые два часа».
Скажи мне, во что ты играешь
Скажи мне, во что ты играешь
Подсознательно ребенок выбирает именно те игры, которые в наибольшей мере отражают его подавленные потребности.
Стратегические – ребенку не
хватает структурированности. При этом в потенциале у него имеются
лидерские качества, такой человек может повести за собой других.
Позитивный «заменитель» компьютерных стратегий – шахматы,
конструирование (кстати, «стратеги» легче всего избавляются от тяги к
компьютеру).
Спортивные – подавлена
деятельность, возможно, есть какие-то телесные блоки. Если малыш гоняет
виртуальную шайбу или мяч (командные игры), у него велика потребность
быть частью значимой для него группы сверстников. Переключай его
внимание на реальные спортивные забавы.
«Стрелялки», ужасы –
непрожитая агрессия или подавленная сексуальность. Кстати, агрессия –
одна из эмоций, необходимых для выживания вида (в психологии есть даже
такое понятие: нормальный уровень агрессии). Другое дело, сколько ее и в
какое русло она направлена. Такому ребенку нужно больше двигаться, а
еще ему необходимы тактильные контакты (объятия, массаж) со своими
родителями.
Пробудить в ребенке интерес к реальной жизни можно лишь собственным
примером. Находите время для разговоров по душам, читайте вместе книжки,
делитесь пережитыми впечатлениями.
Согласно нормам Минздрава, 7-10-летние дети могут проводить за
компьютером не более 45 мин. в день, 11-13-летние – два раза по 45 мин.,
старшие – три раза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо за комментарий!